суббота, 10 сентября 2011 г.

Лев Толстой навырост

После сорока многие кидаются перечитывать школьную классику, как дети прикладываются к прошлогодней отметке у двери. Словно спрашиваешь сам у себя: "Интересно, насколько я вырос?". Ну, я тоже решила перечитать "Войну и мир" ибо нет классики классичней.
Сначала читала и все мне мерещилось, что на полях (электронной книжки!) проступают корявые буквы, писанные рукой старшего брата: "Болконский и дуб" или "Пьер в массонстве". Но потом начала понимать с некоторым удивлением, что никогда раньше этого романа я не читала. Чем хороша именно школьная классика, что ты словно ведешь спор с собой, с учителями, которых, видно, тошнило от Толстого. Помню, в детстве я все выбирала, кто из этих героев мне больше нравится. А теперь вижу, что все эти персонажи, Пьер, Наташа, Николя Ростов, княжна Марья, Андрей Балконский, они словно люди, изгнанные из рая. У них все есть для счастья, но в голове так сложно перетикают мысли, эмоции перехлестывают, что ведут они себя, как банда истериков. Какое уж там счастье! А еще я в детстве все про войну пролистывала. Так и пролистала две трети романа. А зря.
Лев Николаевич настоящий философ войны. недаром сам воевал, и знал о чем пишет. Наконец я поняла (учебники оставляют чувство недоумения) что случилось при Бородино. А то, вроде мы победили, но тогда, почему французы вошли в Москву? А если победа за Наполеоном, то почему мы так чтим день Бородина? Надо было читать Толстого. И не "девичьи" отрывки про Наташу и про всяких там князей, а про войну. На самом деле люди поумнее меня не очень понимали, что же там произошло. Французы потеряли меньше солдат, за ними осталось поле сражения, так почему Кутузов считал эту битву победой? Потому что он был мудрец, и понимал, что дух врага сломлен. А еще, как древний китаец умел сидеть на берегу реки и жадть, когда мимо проплывет труп врага.
У каждого автора всегда есть некая сверхзадача, то, для чего он пишет хоть роман, хоть рассказ. Я уверена, что Толстой написал такой толстый роман с целью - оправдать Кутузова и растоптать Наполеона.  Собственно, это не просто роман, а историческое исследование внутри романа. Со всеми ссылками, апонентами, доказательствами и выводами. Как роман в романе у Будгакова. Вероятно во время Толстого на старого фельдмаршала посыпались нападки всяких историков и мемуаристов. Напротив, Наполеона отмыли, причесали и приладили нимб. И вот, Лев Толстой со всем своим нехилым авторитетом писателя (который, как известно в России больше чем писатель) решил восстановить историческую справедливость. И мы видим терпеливого и смиренного старого человека, который знает, как победить врага без кровопролития. И вокруг него люди, жаждущие славы, а как известно "не раздобыть надежной славы, покуда кровь не пролилась". Нетерпеливые, жадные и глупые, но при жизни записанные героями, и против них один мудрец, воюющий сразу против такого же одержимого славой Наполеона и против своей же псарни героев. Льву Толстому не нравятся герои, ибо, как он полагает, им нет место в настоящей войне. По-человечески, его тошнит от героев. И, надо признать, писатель добился цели. Силой своего многотонного авторитета (ибо, глыбина!) защитил Кутузова так надежно, что до сих пор, хотя в наше время опять модно развенчивать кумиров, выворачивать факты, пересматривать историю, никто не покушается на светлое имя фельдмаршала. А значит, правда, писатель в России немного больше, чем писатель.  

1 комментарий:

  1. Чтобы посетители могли ловчее ориентироваться в материалах, используй тэги, Люк!

    ОтветитьУдалить